Мероприятия по охране здоровья
Организация комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ГБДОУ №4
Содержание |
Периодичность выполнения |
Рекомендации по организации |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Утренняя гимнастика (в зависимости от времени года и погодных условий проводится либо в групповом помещении, либо на свежем воздухе.) |
Ежедневно
|
Основной эффект утренней гимнастики - создание эмоционально – положительного настроя на предстоящий день. Формы: традиционная, игровая, сюжетная. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Непосредственно образовательная деятельность (НОД) Физическая культура |
3 раза в неделю (2 раза в физ. зале и 1 раз на улице) в холодное время года. В тёплое время года вся организация НОД по «физической культуре» проводятся на свежем воздухе ( в зависимости от метеоусловий)
|
Проведение НОД «Физическая культура» как в физ. зале, так и на свежем воздухе обеспечивает совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребёнка. НОД в физ. зале: проводится в хорошо проветренном и освещённом помещении. Организация НОД «Физическая культура» предполагает наличие физкультурной формы
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
После НОД «Физическая культура» дети осуществляют умывание и полностью переодеваются в повседневное бельё и одежду.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Час двигательной активности (ЧДА) |
1 раз в неделю |
Включает в себя ряд подвижных игр, которые могут объединятся единым сюжетом с учётом различных видов игр и чередования темпа подвижности. Временные рамки: Младшая группа – 15 -20 минут Средняя группа - 20 -25 Старший дошкольный возраст – 25 – 30 минут |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Спортивные досуги и развлечения |
1 раз в месяц (1 раз в год проводится «Неделя здоровья» на всех возрастных группах) |
Проводятся в привычной для детей обстановке, с использованием знакомых игр и упражнений. Могут включать в себя такие блоки: 1-подвижные игры; 2-спортивные игры; 3-народные игры; 4-игрызэстафеты. Блоки чередуются, могут включать в себя игры малой подвижности, физические упражнения, закаливающие процедуры (воздушно-солнечные ванны, хождение по дорожкам здоровья). Досуги обязательно включают в себя музыкальное сопровождение, литературно-художественный материал, яркий наглядный и игровой материал. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прогулка с включением подвижных игр и упражнений |
2 раза в день |
Подвижные игры –обязательный элемент прогулок (ежедневно 12-14 раз). Но это не 12-14 различных игр, а 4-5, каждая из игр проводится 3-4 раза. Каждую неделю необходимо планировать 2-3 новые игры. Чтобы поддерживать интерес необходимо игры усложнять и разнообразить. Интенсивность двигательной нагрузки игр регулируется согласно погодным условиям, в тёплую погоду проводятся более спокойные игры. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Музыкально – ритмические занятия |
2 раза в неделю |
Проводится согласно расписанию. В занятии используются: дыхательная и пальчиковые гимнастики, фонопедические упражнения, элементы логоритмики, этюды и тренинги на эмоции. Элементы ритмопластики и музыкотерапии и использование фоновой музыки в режимных моментах и музыкально – театрализованной деятельности
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гимнастика для глаз (офтальмотренаж) |
Во время организации НОД на физминутках, гимнастических комплексах после сна |
Игровые упражнения для глаз |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гимнастика после дневного сна |
ежедневно |
Проводится ежедневно по мере пробуждения и подъёма детей, длительность не более 10 минут. Включает в себя гимнастику пробуждения, дыхательную гимнастику, поглаживающий массаж, хождение по массажным дорожкам, ребристой доске, профилактические упражнения (используется нестандартное физкультурное оборудование для профилактики плоскостопия, сколиоза), пальчиковую гимнастику. Используется интеллектуальный и антистрессовый массаж. Завершается гимнастика после сна умыванием. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пальчиковая гимнастика |
3 – 4 раза в день |
Пальчиковая гимнастика является действенным способом повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям, а также средством управления своим телом, что предотвращает возможность возникновения детских неврозов. Обеспечивает развитие мелкой моторики, чувства ритма, умения двигаться в соответствии со словами |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутки |
ежедневно |
Проводятся по мере необходимости в зависимости от вида и содержания организованной педагогом деятельности; продолжительность 3 – 5 минут |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пищеварительная гимнастика (психологический комплекс для оптимизации работы системы пищеварения. Методика А. С. Руденко) |
ежедневно |
Выполняется ежедневно за столом перед каждым приёмом пищи.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Активный отдых: - целевые прогулки на территории ДОУ |
|
Прогулка на свежем воздухе – это всегда положительные эмоции, общение, творчество, что является важнейшим фактором оздоровления и развития детей. Удобная одежда и обувь способствуют успешному их проведению. Продолжительность прогулок (на примере старшего дошкольного возраста) не должна превышать 30 – 40 минут в один конец. Каждые 10 – 15 минут пути следует устраивать остановки для отдыха продолжительностью 5 минут. Во время прогулки обеспечивается деятельность средней и малой (отдых после перехода) интенсивности, затем детям раздаются физкультурные пособия для активной деятельности. Перед возвращением рекомендуется вновь перейти к спокойной деятельности. На конечном пункте даётся привал на 20 минут. Во время отдыха проводятся необходимые наблюдения, беседы, дидактические игры и т.д Целевые прогулки на территории ДОУ рекомендуется проводить в конце недели, что позволяет предупредить развитие психического утомления детей в условиях замкнутого пространства прогулочной площадки.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Непосредственно образовательная деятельность с педагогом доп. образования «Уроки здоровья» |
1 раз в неделю на старших и подготовительных группах |
Проводится согласно расписанию. В занятии используются игры и упражнения на активизацию знаний детей о собственном здоровье, культуре здоровья, безопасности жизнедеятельности. На занятиях применяются здоровьесберегающие технологии. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Непосредственно образовательная деятельность с педагогом - психологом |
1 раз в неделю на старших и подготовительных группах |
Проводится согласно расписанию и планированию педагога - психолога. Состоит из нескольких блоков: познавательное развитие (развитие всех ППП: внимание, память, восприятие, мышление, воображение и т.д), социально – коммуникативное развитие (социализация, коммуникативное развитие, формирование адекватной самооценки, эмоциональное развитие, психологическая готовность к школьному обучению). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индивидуальные занятия с педагогом - психологом |
В соответствии с планом индивидуальной работы |
Индивидуальная развивающая и профилактическая деятельность с воспитанниками осуществляется для поддержки ребёнка в течение адаптационного периода и для оказания квалифицированной помощи ребёнку в сложной ситуации для предотвращения проблем развития и факторов риска для психического здоровья. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Релаксационные упражнения
Использование приёмов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы |
Ежедневно перед дневным сном
ежедневно |
Выполняются релаксационные, саморегуляционные упражнения в стихотворной форме
Использование аудиокомпозиций: голоса птиц, зверей, шум прибоя и т.д. Использование бессюжетных сказок по методике Лисиной «Баиньки»
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Психогимнастика |
Ежедневно на занятиях, в повседневной деятельности |
Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, игры и тренинговые упражнения на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Игры с песком |
Во время ежедневных прогулок и 1 раз в месяц в кабинете педагога - психолога |
Использование таких приёмов, как просеивание песка через ладошки, смешивание его с водой, изготовление из мокрого песка различных фигурок и поделок, строительство городка для киндер – игрушек и т.д. Цели игр: стабилизировать эмоциональное состояние; формировать самооценку; обучать самовыражению, общению с другими детьми; умению разрешать конфликты, выражать свои переживания; развивать внимание, память, воображение, восприятие, речь, мелкую и крупную моторику рук. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обеспечение благоприятного психологического климата в группах и ДОУ в целом |
ежедневно |
Альтруистический стиль общения педагога с детьми. Осуществление педагогики сотрудничества, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка посредством создания позитивного психологического климата в группе для всех детей, в том числе принадлежащим к разным национально – культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Психолого – педагогическая оценка и отслеживание динамики развития детей дошкольного возраста. |
В начале и в конце года, а так же по запросам родителей |
Участие ребёнка в психолого – педагогической диагностике допускается только с согласия родителей. Психолого – педагогической диагностика проводится в форме игры с целью индивидуализации образования . а так же выявления достижений и проблем в развитии, факторов риска для психологического здоровья. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дыхательная гимнастика в игровой форме |
3 раза в день во время утренней гимнастики, на физкультурном занятии, после сна |
Необходимое условие правильного развития, хорошего роста издоровья – умение правильно дышать. Ребёнка легко можно научить правильному дыханию.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Употребление фруктов и кефира |
Второй завтрак |
Согласно меню |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
С – витаминизация третьего блюда |
Обед |
Согласно меню |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Солнечные и воздушные ванны |
ежедневно |
Солнечные ванны проводятся на прогулках в весенне – летнее время, а воздушные ванны в течение года во время прогулок. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самомассаж (массаж биологически активных зон (лица), аурикулярный массаж (ушных раковин), массаж кистей, массаж стоп) |
ежедневно |
Самомассаж – один из видов пассивной гимнастики, оказывающей тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшающей функции рецепторов, проводящих путей. На начальном этапе все новые движения и упражнения показывает педагог, побуждая детей копировать. Затем выполняет их вместе с детьми, после чего дети переходят к самомассажу по инструкции педагога. Начинать самомассаж нужно с прогревающих движений, что делает мышцы более податливыми, помогает избежать болевых ощущений.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Игры с водой |
Во время прогулки в летний период |
Для поддержания закаливающего эффекта следует широко использовать игры с водой. Температура воды должна быть не ниже 23 градусов.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обливание ног |
Перед сном в летний период |
Общее обливание: Ноги ребёнка поливаются тёплой водой. После чего ноги протираются досуха, и ребёнок делает себе индивидуальный массаж пальчиков ног и стоп. В массаж стопы входят растирание, пощипывание и похлопывание. |